Статья «Если малыш плохо говорит»
Овладевая речью, малыш какое-то время говорит неправильно — это закономерное, так называемое физиологическое косноязычие. Но всему свое время и своя мера. Если смешно выговаривает слова малыш, нас это умиляет. Если же плохо говорит школьник — это уже серьезная причина для беспокойства. Такие дети часто стыдятся своего несовершенства, боятся разговаривать, становятся нервными, раздражительными, необщительными, что приводит к формированию чувства неполноценности, становлению неуживчивого, тяжелого характера. Недоразвитие речи в дальнейшем сказывается на процессе чтения и письма. В письменных работах появляется масса ошибок, относящихся к нарушениям письменной речи — дисграфии. Таким детям необходима срочная помощь логопеда. А поскольку нарушения чтения и письма — вторичные нарушения, то следует искать первопричину.
Многих родителей волнуют вопросы:
Что могло стать причиной нарушения речи?
Причин очень много. Болезни матери в период беременности, последствия трудных родов, осложнения после тяжелых заболеваний ребенка, задержка умственного и физического развития, педагогическая запущенность, вредные привычки родителей.
Очень часто причины плохой речи кроются в несовершенстве моторики. Эта же причина отразится на процессе письма: ребенку трудно будет научиться красиво писать, рисовать, успевать за темпом работы в классе. Источник этих неприятностей один: невнимание взрослых к особенностям развития ребенка.
Что же можно посоветовать?
Внимательно следите за ходом речевого развития своего малыша. С момента рождения разговаривайте с ним, пойте с ним, пойте ему. Все ваши действия сопровождайте речью. С малышом нужно говорить, не сюсюкая, не искажая слова, не подражая детской речи. Как показали исследования, обращенная к ребенку неправильная речь малопонятна и вредна для его речевого развития. Кроме того, если ребенок надолго остается на стадии говорения исключительно «детских» слов, то впоследствии в его речи могут отличаться различные нарушения, связанные с неполным овладением всеми звуками родного языка, замена звуков, их смешение. Ведь сначала неправильно воспринял, затем также неправильно сказал и, наконец, так привык к происшедшей замене, что разницы между тем, как слышит и как произносит, не видит. А в будущем мы имеем такую неприятность, как аграмматизмы у школьника - «как слышится, так и пишется», а пишется неграмотно.
И еще один очень важный момент — стремительность речевого развития. В этом случае первые слова детей не только не задерживаются в сроках проявления, а, наоборот, опережают все сроки и нормы речевого развития. Ребенок, едва «перешагнув» годовой рубеж жизни, вдруг начинает говорить почти развернутыми предложениями, с хорошей дикцией, используя совсем не детские слова. Сначала такие возможности кажутся безграничными, с малышом постоянно разговаривают и почти круглосуточно он говорит сам. Сколько гордости вызывает у родителей их говорящее чудо! И казалось бы все идет прекрасно. Но такой малыш почему-то иногда плохо спит, плачет во сне, становится капризным и вялым. Это происходит потому, что еще слабая, неокрепшая нервная система ребенка не справляется с потоком информации, свалившейся на его голову. Повышенная возбудимость, ночные страхи свидетельствуют о том, что нервная система малыша утомлена. Значит, ему необходим отдых, свобода от лишних впечатлений, особенно речевых. Для того чтобы предотвратить развитие невроза, нужно больше гулять с ребенком, играть в простые детские игры, учить общаться со сверстниками и ни в коем случае не перегружайте информацией.
Чтобы воспользоваться тем или иным советом, нужно очень внимательно наблюдать за своим малышом, пытаться понять его интересы, знать его характер. А главное руководствоваться принципом «Не навреди».