Бикмаева Алла Николаевна, учитель - логопед

Публикация "Современные подходы к подготовке к школе детей с общим недоразвитием речи"

 Публикация «Современные подходы в подготовке к школе детей с общим недоразвитием речи»

Готовность к обучению в школе определяется системой требований, которые предъявляются ребенку. Характер этих требований обусловлен особенностями новой социально-психологической позиции школьника, новыми задачами и обязанностями, к выполнению которых он должен быть подготовлен. Как показывает практика, недостаточная готовность ребенка к школе выступает в качестве одного из главных факторов школьной дезадаптации учащихся. По разным данным, в настоящее время нужного уровня готовности к школьному обучению достигают менее 50% детей старшего дошкольного возраста, что делает задачу подготовки детей к школе одной из актуальных психолого-педагогических задач.
Проблема готовности к школьному обучению детей с общим недоразвитием речи занимает особое место, так как дети попадают в так называемую «группу риска». С одной стороны – речевые проблемы, слабость мнестических процессов, зрительно-пространственные и квазипространственные трудности, а также трудности переработки слуховой и зрительной информации, с другой - несформированность произвольных видов деятельности и поведения, внимания и регуляции действий, функций планирования и самоконтроля за своей речью. Среди причин школьной неуспеваемости, по мнению Н. К. Корсаковой, Ю. В. Микадзе, наряду с «эмоционально-мотивационными факторами, социальной ситуацией развития ребенка» значительную роль играют «индивидуальные особенности церебрального морфо- и функциогенеза мозга», которые могут быть обусловлены как отставанием темпа развития определенных мозговых зон и систем, так и относительно стойкими минимальными мозговыми дисфункциями.
Недостаточная сформированность этих функций проявляется как изолированно, так (чаще) и в сочетании, что ведёт к значительному снижению возможностей коррекционного процесса. А затем к низкой готовности к обучению, трудностям усвоения школьных предметов и в целом приводит к общей и эмоциональной дезадаптации к условиям обучения в массовой школе.
В реальной педагогической практике собирательное логопедическое заключение «ОНР» содержательно констатирующее в качестве ведущего расстройства лексико-грамматические нарушения не дает учителю-логопеду ключ, который необходим, чтобы обосновать выбор адекватных методов обучения. Только комплексное медико-психолого-педагогическое обследование ребенка дает возможность установить уровень его психического развития, поставить точный диагноз на научной основе и провести соответствующие коррекционные мероприятия.
Логопедическая работа в этом случае должна быть направлена не только на коррекцию языковых и речевых средств, но и те психические процессы, которые непосредственно участвуют в образовании речевого дефекта: восприятие, внимание, память, мышление, что составляет психологическую базу речи.
Ознакомление врача невролога с результатами речевого и нейропсихологического обследования позволяет назначить адекватное медицинское сопровождение. Взаимодействие логопеда и психолога – наметить пути коррекционного и формирующего обучения ребенка, направления и содержание фронтальной работы с детьми.
В связи с этим появилась идея расширения и углубления логопедического воздействия, направленного, с одной стороны, на коррекцию звукопроизношения, формирование лексики, грамматического строя, связной речи, языкового анализа и синтеза, формирование навыков чтения, с другой стороны, на формирование активной произвольной деятельности и когнитивных процессов, стимуляцию различных структур мозга.
В основу данной системы положены традиционные методы логопедической работы в сочетании с новыми, самыми современными приемами и технологиями. В последние годы особенно интенсивно разрабатываются пути приложения нейропсихологического метода и нейропсихологического знания к решению проблемы готовности к школьному обучению. Для работы с детьми Л. С Цветковой и другими авторами разработана концепция формирующего обучения, предусматривающая специальные методы этой формы обучения детей. Формирующее обучение ускоряет формирование отставших по времени от возрастной нормы некоторых функций или их систем. А. В. Семенович предлагает метод «замещающего онтогенеза», основной мишенью которого является «стимуляция сенсомоторной сферы (как базиса ВПФ, что не может не привести к иррадиации и активации психического функциогенеза в целом». А. Л. Сиротюк приводит приемы и упражнения, необходимые для психического развития детей, дает рекомендации по их использованию в работе с детьми определенного возраста, подчеркивает значимость поэтапного развития детей.
К сожалению, педагог-психолог дошкольного учреждения в силу объективных причин не может уделять должного внимания проблемам детей с речевой патологией. Поэтому часть задач переходит к учителю-логопеду, воспитателям, физкультурному руководителю. Взаимодействие специалистов позволяет вести работу планомерно и систематически, что важно для конечного результата. Нами определены следующие направления работы.
1. Направление специальной готовности к школе определяется «Программой логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Т. Б. Филичевой, Т. В. Тумановой, Г. В. Чиркиной. И определяет определенный набор знаний, умений и навыков, которые необходимы для изучения русского языка и математики. Логопедическая работа предполагает коррекцию речи, профилактику дислексии и дисграфии.
2. Психологическое направление включает работу над психическими формами деятельности ребёнка и высшими психическими функциями, т. к. ВПФ являются психологической базой устной речи и играют огромную роль в становлении письменной речи.
3. Нейропсихологическое направление включает стимуляцию сенсомоторной сферы, формирование и развитие функциональных систем (т. к. определенный уровень зрелости функциональных систем – психофизиологическая основа ВПФ и психических форм деятельности ребёнка).
Работа по этим направлениям проводится на индивидуальных и фронтальных занятиях. Цементирующим, обеспечивающим целостность занятия моментом могут выступать либо сквозная сюжетно-игровая линия, либо тематическая организация материала. Основной принцип организации содержания занятий– системное воздействие на психическую сферу ребенка. На каждом логопедическом занятии в «зону формирования» попадает целая группа ВПФ:
1) слухоречевая и зрительно-предметная память;
2) восприятие разной модальности;
3) пространственные представления и схема тела;
4) мышление (наглядно-действенное или наглядно-образное или вербально-логическое).
Задача логопеда - органично «вписать» обозначенную группу ВПФ в структуру логопедических занятий и коррекционно-образовательного процесса.
Представленная организация работы по подготовке к школе детей с ОНР показала наличие положительной динамики в развитии всех компонентов речи, формировании ВПФ и эмоционально-личностной сферы. Это позволяет считать адекватными направления работы, методы и приемы, используемые в работе с детьми. Формирующее обучение, направленное на формирование высших психических функций и эмоционально-личностной сферы ребенка – необходимая составная часть подготовки детей к школе, позволяющая предупредить школьные трудности, а в некоторых случаях подготовить детей к успешному обучению в школе.

21 октября 2019 в 16:04

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.