Бикмаева Алла Николаевна, учитель - логопед

Проект "Педагогическое сопровождение процесса формирования навыков связной описательной речи у старших дошкольников с ОНР"

 Практико – значимый проект
Тема: «Педагогическое сопровождение процесса формирования навыков связной описательной речи у старших дошкольников с ОНР»
Содержание
1. Введение
2. Основная часть. Теоретическая значимость педагогического сопровождения процесса формирования навыков связной описательной речи у старших дошкольников с ОНР
3. Практическая часть по теме Педагогическое сопровождение процесса формирования связной описательной речи у старших дошкольников с ОНР
3.1. Цель, задачи, срок проекта
3.2. Перспективное планирование работы по формированию связной описательной речи
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Гуманизация и демократизация всех сфер жизнедеятельности общества оказали существенное влияние и на дошкольное образование. Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая проблема воспитания. В настоящее время нет необходимости доказывать, что развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом.
В методике развития речи дошкольников в детском саду выполнено много исследований, посвященных связной монологической речи - развитию умений и навыков пересказывания, рассказывания (включая творческое рассказывание). В последнее время в методике развития речи дошкольников активно изучаются вопросы обучения описанию - важному виду связной речи. В исследованиях уточнено содержание работы над описанием, выявлены некоторые особенности построения описания дошкольниками, намечены пути формирования у дошкольников умений, необходимых для составления текста-описания.
Однако остается мало изученным формирование у детей навыков и умений построения описания в аспекте таких вопросов, как: уточнение содержания работы на отдельных этапах обучения, особенности построения описания детьми разных возрастных групп, остаются не выделены необходимые для составления этого типа высказывания специальные коммуникативные умения, не определены наиболее эффективные пути и способы обучения и последовательность их применения.
Долгое время в методической науке обучение описанию (именуемому в методике описательным рассказом) строилось без учета его видовой классификации, цели и способа изложения, без опоры на осознанность выполнения речевых действий при составлении текста данного типа. Очень часто как в методической литературе, так и в практике детского сада наблюдается смешение, отождествление двух видов связных высказываний - описания и повествования (или, как его называют в методике, сюжетного рассказа) .
Центральным звеном, с помощью которого педагог может решать самые разные познавательные и творческие задачи, являются образные средства, точнее, модельные представления. Доказательство этому - многолетние исследования, проведенные под руководством Л. А. Венгера, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина, Н. Н. Поддъякова.
Цель: педагогическое сопровождение процесса формирования навыков связной описательной речи у старших дошкольников с ОНР .
Задачи проекта:
1. Изучение и анализ научно-методической литературы по теме проекта.
2. Создание педагогических, психологических, социально-педагогических условий для реализации проекта.
3. Разработать технологию работы с детьми в процессе формирования навыков творческого рассказывания.
4. Привлечение родителей к совместной деятельности в рамках ДОУ, повышение уровня родительской компетентности.
5. Анализ результативности, перспективность проекта
Практическая значимость.
Участниками проекта являются дети, учитель-логопед, воспитатель, родители группы. Проект применялся с целью развитие навыков связной описательной речи старших дошкольников.
Благодаря целенаправленной работе по речевому развитию у детей с ОНР уменьшилось количество логических ошибок в составлении описательных рассказов.
В результате проведения игровых занятий с использованием наглядного моделирования по данной теме большинство воспитанников справляются с заданиями по составлению описательных рассказов. Проект может использоваться учителем-логопедом и воспитателями старшей логопедической группы для детей с речевым заключением ОНР.
I. Основная часть.
I.1. Теоретическая значимость педагогического сопровождения процесса формирования навыков связной описательной речи старших дошкольников с ОНР.
Каждый ребенок должен научиться содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной.
Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логической речи. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.
Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения им связной речью. Восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной речи.
Умение рассказывать помогает ребенку быть общительным, преодолевать молчаливость и застенчивость, развивает уверенность в своих силах. Под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.
Характеристика связной речи и ее особенностей содержится в ряде трудов современной лингвистической и специальной методической литературы. Применительно к различным видам развернутых высказываний Е. А. Баринова, Т. А. Ладыженская, А. В. Текучев в своих работах определяют связную речь как совокупность тематически объединенных отрезков речи, находящихся в тесной взаимосвязи и представляющих собой единое смысловое и структурное целое .
По мнению Ф. А. Сохина, связная речь – это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, грамматически правильно и образно .
Связность, считал С. Л. Рубинштейн, это «адекватность речевого оформления мысли говорящего с точки зрения ее понятности для слушателя».
По мнению профессора А. В. Текучева, под связной речью в широком смысл слова следует понимать любую единицу речи, составные языковые компоненты которой (знаменательные и служебные слова, словосочетания) представляют собой организованное по законам логики и грамматического строя данного языка целое. В соответствии с этим А. В. Текучев подчеркивает, что «каждое самостоятельное отдельное предложение можно рассматривать как одну из разновидностей связной речи».
Понятие «связная речь» относится как к диалогической, так и к монологической формам речи. Каждая из них имеет свои особенности.
Форма протекания диалогической речи побуждает к неполным, односложным ответам. Неполное предложение, восклицание, междометие, яркая интонационная выразительность, жест, мимика и т. п. – основные черты диалогической речи. Для диалогической речи особенно важно умение сформулировать и задать вопрос, в соответствии с заданным вопросом строить ответ, подать нужную реплику, дополнить и исправить собеседника, рассуждать, спорить, более или менее мотивированно отстаивать свое мнение.
Монологическая речь как речь одного лица требует развернутости, полноты, четкости и взаимосвязи отдельных звеньев повествования. Монолог, рассказ, объяснение требуют умения сосредоточить свою мысль на главном, не увлекаться деталями и в тоже время говорить эмоционально, живо, образно.
Сопоставляя монологическую и диалогическую формы речи, А. А. Леонтьев в своей работе «Некоторые проблемы обучения русскому языку» особо выделяет такие качества монологической речи, как относительная развернутость, большая произвольность и программированность. Обычно «говорящий планирует или программирует не только каждое отдельное высказывание, но и … весь «монолог» как целое».
Являясь особым видом речевой деятельности, монологическая речь отличается спецификой выполнения речевых функций. В ней употребляются и обобщаются такие компоненты языковой системы, как лексика, способы выражения грамматических отношений, формо- и словообразующие средства. Вместе с тем в ней реализуется замысел высказывания в последовательном, связном, преднамеренно спланированном изложении. По сравнению с диалогом, монологическая речь более контекстна и излагается в более полной форме с тщательным отбором адекватных лексических средств и использованием разнообразных, в том числе сложных, синтаксических конструкций.
Наряду с существующими различиями отмечается определенная общность и взаимосвязь диалогической и монологической форм речи. Прежде всего, их объединяет общая система языка. Монологическая речь, возникающая у ребенка на основе диалогической, впоследствии органически включается в разговор, беседу. Такие высказывания могут состоять из нескольких предложений и содержать разную информацию (короткое сообщение, дополнение, элементарное рассуждение). Устная монологическая речь в известных пределах может допускать неполноту высказывания (эллипсы) и тогда ее грамматическое настроение может приближаться к структуре диалога.
Вне зависимости от формы речи (диалог, монолог) основное условие ее коммуникативности – связность. Для овладения этой важнейшей стороной речи требуется специально развитие у детей навыков сопоставления связных высказываний.
К существенным характеристикам любого вида развернутых высказываний (описания, повествования и др.) относятся связность, последовательность и логико-смысловая организация сообщения в соответствии с темой и коммуникативной задачей.
Для понимания процесса формирования связной речи важное значение имеют основополагающие положения теории порождения речевого высказывания, разрабатываемой в трудах отечественных и зарубежных ученых.
Впервые научно-обоснованная теория порождения речи была выдвинута Л. С. Выготским. В ее основу были положены концепции о единстве процессов мышления и речи, соотношении понятий «смысл» и «значение», учение о структуре внутренней речи. По его мнению, процесс перехода от мысли к слову осуществляется «от мотива, порождающего какую-либо мысль, к оформлению самой мысли, опосредствованию ее во внутреннем слове, затем – в значениях внешних слов, и, наконец, в словах». Теория порождения речи, созданная Л. С. Выготским, получила дальнейшее развитие в трудах отечественных авторов, таких, как А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия, Н. И. Жинкин, Л. С, Цветкова, И. А. Зимняя и другие .
А. А. Леонтьевым было выдвинуто положение о внутреннем программировании высказывания, рассматриваемом как процесс построения схемы, на основе которой порождается речевое высказывание.
В трудах А. Р. Лурия представлен подробный анализ некоторых этапов порождения речи (мотив, замысел, внутренняя предикативная схема высказывания, «семантическая запись», показана роль внутренней речи. Как необходимые операции, определяющие порождение развернутого речевого высказывания, автор выделяет операции контроля за его построением и сознательного выбора нужных речевых компонентов. Порождение речевого высказывания представляет собой сложный многоуровневый процесс. Он начинается с мотива, который объективируется в замысле; замысел формируется с помощью внутренней речи. Здесь же формируется психологическая «смысловая» программа высказывания, которая реализуется во внешней речи на основе законов грамматики и синтаксиса данного языка.
В ряде исследований с позиций психологии и психолингвистики (А. М. Шахнарович, В. Н. Овчинников, Д. Слобин, Н. А. Краевская) освещаются вопросы формирования речевой деятельности у детей. В них рассматриваются, в частности, особенности овладения ими грамматическим строем родного языка, синтаксическими средствами построения высказываний, операциями планирования и программирования речи. По данным А. А. Люблинской и др., переход внешней речи во внутреннюю в норме происходит к 4-5 летнему возрасту. Н. А. Краевской в ее работе «Семантический компонент внутренней программы речевого высказывания» было установлено, что речь детей 4-5 лет принципиально не отличаются по наличию в ней этапа внутреннего программирования от речи взрослых. Анализ формирования разных сторон речевой деятельности у детей с позиций психологии и психолингвистики имеет непосредственное отношение к проблеме развития связной речи в период дошкольного детства.
В преддошкольном периоде речь ребенка, выступая как средство общения с взрослыми и с другими детьми, непосредственно связана с конкретной наглядной ситуацией общения. Осуществляясь в диалогической форме, она носит выраженный ситуативный характер. Изменение условий жизни с переходом к дошкольному возрасту, появление новых видов деятельности, новых отношений со взрослым приводит к дифференциации функций и форм речи. Возникает форма речи-сообщения в виде рассказа-монолога о том, что происходило с малышом вне непосредственного контакта со взрослым.
В связи с развитием самостоятельной практической деятельности у него появляется потребность в формулировании собственного замысла, в рассуждении по поводу способа выполнения практических действий. Этот вопрос рассматривается в работе Д. Б. Эльконина «Развитие речи в дошкольном возрасте». В дошкольном возрасте возникает потребность в речи, которая понятна из самого речевого контекста – связной контекстной речи. Переход к этой форме речи определяется, прежде всего, усвоением грамматических форм развернутых высказываний. Одновременно происходит и дальнейшее усложнение диалогической формы речи как со стороны ее содержания, так и в плане повышения языковых возможностей ребенка, степени его участия в процессе живого речевого общения.
Связные высказывания детей можно охарактеризовать с разных точек зрения: по функции (назначению, источ­нику высказывания, ведущему психическому процессу, на который опирается ребенок.
В зависимости от функции (назначения) выделяют четы­ре типа монологов: описание, повествование, рассуждение и контаминацию (смешанные тексты). В дошкольном возра­сте наблюдаются преимущественно контаминированные (смешанные) высказывания, в которых могут использоваться элементы всех типов с преобладанием одного из них. Вос­питатель должен хорошо знать особенности каждого типа текстов: их назначение, структуру, характерные для них язы­ковые средства, а также типичные межфразовые связи.
Описание — это характеристика предмета в статике. В описании выделяется общий тезис, называющий объект, затем идет характеристика существенных и второстепенных признаков, качеств, действий. Завершает описание итого­вая фраза, выражающая оценочное отношение к предмету. Структура описания «мягкая», вариативная. При описании важными являются лексические и синтаксические средства, направленные на определение объекта, его признаков. По­этому используются эпитеты, метафоры, сравнения. Для описания характерна перечислительная интонация.
В детском саду дети описывают картинки, игрушки, предметы, интерьер, явления природы, людей.
Повествование — это связный рассказ о каких-ни­будь событиях. Его основой является сюжет, развертываю­щийся во времени. Повествование служит для рассказа о развивающихся действиях и состояниях (повествование о фактах, событиях, о состоянии и настроении, о пережива­ниях). Материал в нем излагается на основе тех смысловых связей, которые подсказаны жизненной ситуацией. После­довательность событий определяется их фактическим хо­дом. Поэтому структура повествования жесткая, т. е. она требует определенной последовательности, не допускает пе­рестановки (начало события, его развитие и конец). В пове­ствовательных монологах используются средства, переда­ющие развитие действия: видовременные глагольные фор­мы; лексика, обозначающая время, место, образ действия; слова для связи предложений.
Дети дошкольного возраста составляют рассказы на на­глядной основе и без опоры на наглядность.
Рассуждение — это логическое изложение материа­ла в форме доказательства. В рассуждении содержится объяс­нение какого-либо факта, аргументируется определенная точка зрения, раскрываются причинно-следственные свя­зи и отношения. В рассуждении обязательны две смысло­вые части: первая — то, что объясняется или доказывает­ся; вторая — само объяснение или доказательство. В его структуре выделяются тезис (обычно начальное предложе­ние, доказательства выдвинутого тезиса и вывод-заклю­чение. Если в описании преобладают средства выражения определительных отношений, а в повествовании — сред­ства выражения последовательности действий, то в рас­суждении используются различные способы выражения причинно-следственных отношений, придаточные предло­жения с союзом потому что, глагольные словосочетания, имена существительные в родительном падеже с предлога­ми от, с, из-за, вводные слова, частица ведь и бессоюзная связь, а также слова вот, например.
Таким образом, анализируя психолого-педагогическую литературу по проблеме, можно сделать вывод:
Связная речь – это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, грамматически правильно и образно.
II. Практическая часть.
Цель проекта: изучить педагогические условия использования метода наглядного моделирования в обучении рассказам – описаниям детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Задачи проекта:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Дать сравнительную характеристику развития связной речи в норме и общим недоразвитием речи.
3. Раскрыть сущность метода наглядного моделирования как средства развития связной речи.
4. Разработать направления коррекционной работы по обучению рассказам – описаниям детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством моделирования и опытно-экспериментальным путем проверить их эффективность.
Этапы реализации проекта:
1. Организационный (сентябрь)
2. Содержательный (октябрь – апрель)
3. Результативный (май)
Организационный этап

Форма проведения
Ответственный
Сроки
1.
Анкетирование родителей
Учитель-логопед
сентябрь
2.
Диагностика детей
Учитель-логопед
сентябрь
3.
«Круглый стол» с участием родителей и детей
Учитель-логопед
сентябрь
4.
Подбор методической и художественной литературы, иллюстрированного материала
Учитель-логопед
сентябрь
5.
Составление перспективного планирования по использованию наглядного моделирования при составлении описательных рассказов.
Учитель-логопед
сентябрь
Содержательный этап

Форма проведения
Ответственный
Сроки
1
Проведение игр по развитию связной описательной речи с использованием наглядного моделирования
Учитель-логопед
Октябрь - апрель
2
Консультации для родителей.
Учитель-логопед
Октябрь-апрель
6
Открытое занятие для родителей
Учитель-логопед, родители, дети
Апрель
Заключительный этап

Форма проведения
Ответственный
Сроки
1
Диагностика детей,
анализ результативности, составление графиков
Учитель-логопед
май
2
Представление материалов проекта на итоговом педсовете
Учитель-логопед
май
Примерное планирование работы, направленной на развитие навыков связной описательной речи детей с ОНР
(Старшая группа. Март - апрель)
Тема «Дикие и домашние животные»
ТЕМА
Содержание работы
«Птичий двор»
1. Беседа о домашних птицах
2. Дидактическая игра «Не зевай? »
3. Составление описательного рассказа по сюжетной картинке
«Домашние животные. Их детеныши»
1. Отгадывание загадок
2. Лексико-грамматическая игра «какие?
3. Словесная игра «предложение договори и его ты повтори»
Составление рассказа-описания «Самый хищный в мире зверь»
1. Беседа о хищных животных
2. Составление описательного рассказа о волке по макету
«Дикие животные»
1. Дидактическая игра «Где чья квартира? »
2. Подвижная игра «Ау»
3. Сюжетно-ролевая игра «В стране сказок леса»
«Учимся сравнивать»
1. Беседа о диких животных «Что ты знаешь о… »
2. Составление сравнительного описания лисы и зайца
«Домашние животные. Их детеныши»
1. Отгадывание загадок
2. Лексико-грамматическая игра «какие?
3. Словесная игра «предложение договори и его ты повтори»
Заключение
В процессе работы мы проанализировали психологическую и методическую литературу по данной теме, охарактеризовали связную речь и изучили возможности развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР, провели исследование и обосновали выбор методик, проанализировали результаты исследования и сделали выводы.
Результаты исследования показали, что у большинства обследуемых детей старшего дошкольного возраста с ОНР развитие связной речи не соответствует норме, что характеризуется наличием большого количества ошибок и неумением составить связное высказывание.
Динамика количественных и качественных изменений в активизации связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР стала выше после проведения работы по обучению детей описательным рассказам с использованием наглядного моделирования.
Данная цель была достигнута, так как были решены все поставленные задачи. А именно:
Была проанализирована психолого-педагогическая литература по теме исследования.
Были подобраны методы осуществления педагогической работы по обучению детей описательным рассказам детей старшего дошкольного возраста с ОНР с использованием наглядного материала.
Были проведены и проанализированы полученные результаты исследования навыков составления описательных рассказов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Диагностика проводилась с каждым ребенком, индивидуально.
Данные исследования показали, что у детей в группе значительно улучшились результаты, повысился уровень активизации связной речи.
Это подтверждает то, что работа по обучению детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня составлению рассказов-описаний с помощью наглядного моделирования будет эффективной, если педагог при подборе видов наглядного моделирования учитывает структурные и содержательные особенности рассказа-описания, подбирает наглядность, организует специальную деятельность по анализу изображения, выделению его наиболее значительных признаков, проводит занятия систематически, то это позволит активизировать фонетическую, лексическую, грамматическую, монологовую, диалоговую стороны речи – связную речь в целом.
Постепенно овладевая всеми видами связного высказывания с помощью моделирования, дети с ОНР учатся планировать свою речь, сознательно используют в активной речи различные типы грамматически правильно оформленных предложений, высказываний с постепенным усложнением структуры и языкового материала текста, что обеспечивает успешность обучения детей в школе.
Результатом нашей работы является разработка перспективно-тематического плана и системы занятий по обучению описательным рассказам детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Список литературы
1. Воробьева, В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи [Текст] / В. К. Воробьева. – М. 2006г.
2. Глухов, В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. [Текст] / В. П. Глухов. - М. 2004г.
3. Жукова, Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. [Текст] / Н. С. Жукова – Екатеринбург 2006г.
4. Ушакова, О. С. Развития речи дошкольников. [Текст] / - О. С. Ушакова. - М., 2001г.
5. Ушакова, О. С. Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников. [Текст] / О. С. Ушакова. М. 2001г.

21 октября 2019 в 16:00

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.