Образовательная область «Речевое развитие» (Обучение грамоте)
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Тема. Знакомство с ударением .
Программные задачи:
«Речевое развитие:
1. Дать понятие об ударении.
2. Учить правильно, ставить ударение.
3. Продолжать учить анализу и синтезу слов; развивать фонематический слух.
4. Дать понятие о смыслоразличительной роли ударения в слове.
5. Работать над ритмико-слоговой структурой слова
«Познавательное развитие»:
1. Закреплять знания о гласных звуках;
2. Закрепить навыки печатания слов;
3. Развивать внимание, память, логическое мышление.
«Социально-коммуникативное развитие»:
1. Воспитывать умение взаимодействовать в коллективе.
«Физическое развитие»: 1. Развивать общую и мелкую моторику пальцев рук.
«Художественно-эстетическое развитие»: 1. Воспитывать аккуратность при работе на маркерных досках.
Оборудование: предметные картинки, папки для звукового анализа, маркерные доски, звенящий кубик (молоточек,
Ход НОД
I.Открытый вход в деятельность
Гимнастика ума:
Мурлычит. чирикает -. жужжит.
Ревёт -. воет -. фыркает -. каркает -.
Поёт -. пищит -. шипит -. .
Дети получают мяч, возвращают, называя существительное.
II. Мотивация на деятельность
Логопед:– Какие звуки называются гласными?
– Назовите гласные звуки.
– Вспомните, какими способами мы определяем количество слогов в словах.
III. Расширение имеющихся знаний:
1. Работа над ритмом.
Игра «Повтори – не ошибись».
Простучать ритмический рисунок.
! !, !! ,! !! …
IV Знакомство с новым материалом.
Повторить слоговую цепочку, выделяя ударный слог.
ПА – па – па, па – ПА – па.
Логопед. Чем отличается произнесение этих слогов?
Дети. Один слог звучит громче.
Логопед:- Оказывается, когда мы произносим слова, то один слог всегда звучит громче, чем остальные, слог который мы произносим громче, чем остальные, называется ударным.
Ударный слог,
Ударный слог –
Он назван так недаром …
Эй, невидимка молоток,
Отметь его ударом!
И молоток стучит, стучит,
И четко речь моя звучит.
А. Шибаев
Логопед. Итак, сегодня мы познакомимся - с ударением.
Выделение ударного звука.
Произнесение слов с отстукиванием (отхлопыванием, ударный слог выделяем с большей силой.
Волосы, малина, эхо, голова, посуда, мыло.
Логопед. На какой же звук падает ударение в слове «волосы», и какой это звук?
Дети. В слове «волосы» ударение падает на гласный звук [о]. И т. д.
Логопед. Итак, ударение падает только на гласный звук. Этот гласный называется ударным, а остальные гласные – безударными.
V. Динамическая пауза
Руки подняли и помахали-
Это деревья в лесу
Локти согнули, кисти встряхнули-
Ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем-
Это к нам птицы летят,
Как они сядут, покажем:
Крылья сложили назад.
Дети выполняют движения в соответствии с текстом.
VI. Практическая работа
Смыслоразличительная роль ударения.
Вывешиваются картинки: ирис – ирис.
а) Показать ирис.
Логопед. Что это?
– Выложите слоговую схему, поставьте ударение.
б) Логопед показывает ирис.
Дети выкладывают слоговую схему слова, отмечают ударение.
Логопед:– Сравните схемы и буквенное написание.
– Чем они похожи?
– В чём отличие?
– Произнесите слова, выделяя движением руки с кубиком (молоточком, мячиком) ударный слог.
– На какой звук падает ударение в слове «ирис»? В слове «ирис»?
– Что же сделало ударение с одним и тем же словом?
Дети. Изменило значение.
Логопед.
Я – травянистое растение
С цветком сиреневого цвета,
Но переставьте ударение,
И превращаюсь я в конфету.
Игра «Найдите ударение».
Логопед. Я буду называть слова, вы постарайтесь услышать, на какой слог падает ударение, назовите ударный гласный.
Слова : лиса, мыло, карета, молоко, веник, дети называют ударный гласный звук.
Логопед: В некоторых словах, ударение может передвигаться с одного слога на другой. Тогда оно, как волшебник один предмет превращает в другой.
Например: Гвоздики - гвоздики
Ирис - ирис
Замок – замок
Стрелки – стрелки
VII. Открытый выход из деятельности .
Логопед:– Какой гласный звук в слове называется ударным?
– Как называются остальные?
– Почему?
– Может ли влиять ударение на смысл слова?