Бикмаева Алла Николаевна, учитель - логопед

Конспект НОД "Знакомство с ударением"

 Образовательная область «Речевое развитие» (Обучение грамоте)
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Тема. Знакомство с ударением .
Программные задачи:
«Речевое развитие:
1. Дать понятие об ударении.
2. Учить правильно, ставить ударение.
3. Продолжать учить анализу и синтезу слов; развивать фонематический слух.
4. Дать понятие о смыслоразличительной роли ударения в слове.
5. Работать над ритмико-слоговой структурой слова
«Познавательное развитие»:
1. Закреплять знания о гласных звуках;
2. Закрепить навыки печатания слов;
3. Развивать внимание, память, логическое мышление.
«Социально-коммуникативное развитие»:
1. Воспитывать умение взаимодействовать в коллективе.
«Физическое развитие»: 1. Развивать общую и мелкую моторику пальцев рук.
«Художественно-эстетическое развитие»: 1. Воспитывать аккуратность при работе на маркерных досках.
Оборудование: предметные картинки, папки для звукового анализа, маркерные доски, звенящий кубик (молоточек,
Ход НОД
I.Открытый вход в деятельность
Гимнастика ума:
Мурлычит. чирикает -. жужжит.
Ревёт -. воет -. фыркает -. каркает -.
Поёт -. пищит -. шипит -. .
Дети получают мяч, возвращают, называя существительное.
II. Мотивация на деятельность
Логопед:– Какие звуки называются гласными?  
– Назовите гласные звуки.  
– Вспомните, какими способами мы определяем количество слогов в словах.  
III. Расширение имеющихся знаний:
1. Работа над ритмом.
Игра «Повтори – не ошибись». 
Простучать ритмический рисунок.  
! !, !! ,! !! …  
IV Знакомство с новым материалом.
Повторить слоговую цепочку, выделяя ударный слог.  
ПА – па – па, па – ПА – па.  
Логопед. Чем отличается произнесение этих слогов?  
Дети. Один слог звучит громче.  
Логопед:- Оказывается, когда мы произносим слова, то один слог всегда звучит громче, чем остальные, слог который мы произносим громче, чем остальные, называется ударным.
Ударный слог,
Ударный слог –
Он назван так недаром …
Эй, невидимка молоток,
Отметь его ударом!
И молоток стучит, стучит,
И четко речь моя звучит.
А. Шибаев
Логопед. Итак, сегодня мы познакомимся - с ударением.
Выделение ударного звука.  
Произнесение слов с отстукиванием (отхлопыванием, ударный слог выделяем с большей силой.  
Волосы, малина, эхо, голова, посуда, мыло.  
Логопед. На какой же звук падает ударение в слове «волосы», и какой это звук?  
Дети. В слове «волосы» ударение падает на гласный звук [о]. И т. д.  
Логопед. Итак, ударение падает только на гласный звук. Этот гласный называется ударным, а остальные гласные – безударными.  
V. Динамическая пауза
Руки подняли и помахали-
Это деревья в лесу
Локти согнули, кисти встряхнули-
Ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем-
Это к нам птицы летят,
Как они сядут, покажем:
Крылья сложили назад.
Дети выполняют движения в соответствии с текстом.
VI. Практическая работа
Смыслоразличительная роль ударения.  
Вывешиваются картинки: ирис – ирис.  
а) Показать ирис.  
Логопед. Что это?  
– Выложите слоговую схему, поставьте ударение.  
б) Логопед показывает ирис.  
Дети выкладывают слоговую схему слова, отмечают ударение.  
Логопед:– Сравните схемы и буквенное написание.  
– Чем они похожи?  
– В чём отличие?  
– Произнесите слова, выделяя движением руки с кубиком (молоточком, мячиком) ударный слог.  
– На какой звук падает ударение в слове «ирис»? В слове «ирис»?  
– Что же сделало ударение с одним и тем же словом?  
Дети. Изменило значение.  
Логопед.  
Я – травянистое растение 
С цветком сиреневого цвета,  
Но переставьте ударение,  
И превращаюсь я в конфету.  
Игра «Найдите ударение». 
Логопед. Я буду называть слова, вы постарайтесь услышать, на какой слог падает ударение, назовите ударный гласный.  
Слова : лиса, мыло, карета, молоко, веник, дети называют ударный гласный звук.  
Логопед: В некоторых словах, ударение может передвигаться с одного слога на другой. Тогда оно, как волшебник один предмет превращает в другой.
Например: Гвоздики - гвоздики
Ирис - ирис
Замок – замок
Стрелки – стрелки
VII. Открытый выход из деятельности . 
Логопед:– Какой гласный звук в слове называется ударным?  
– Как называются остальные?  
– Почему?  
– Может ли влиять ударение на смысл слова?

21 октября 2019 в 14:44

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.