Бикмаева Алла Николаевна, учитель - логопед

Проект "Зимующие птицы"

Проект «Зимующие птицы»

Алла Бикмаева
Проект «Зимующие птицы»

Итоговый практико - значимый проект

Тема: «Зимующие птицы»

по курсу учебного модуля «Новые подходы к организации образовательного процесса с дошкольниками в соответствии с ФГОС

дошкольного образования».

Содержание

Введение …3

I. Основная часть. Теоретическое обоснование итогового практико-значимого проекта по теме: «Зимующие птицы»…. …. …. 4

II. Практическая часть…. 7

Заключение….12

Список литературы …. …13

Приложение

Введение

В современных условиях проблема экологического воспитания дошко-льников приобретает особую остроту и актуальность. Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. Большинство современных детей редко общаются с природой. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Ребенок получает конкретные познавательные навыки. Участие в проекте позволит максимально обогатить знания и представления детей о зимующих птицах.

Цель - расширить знания о птицах родного края, их образе жизни и по-ведении, воспитать бережное отношение к пернатым друзьям через проект-ную деятельность.

Задачи проекта:

- провести наблюдения за птицами нашего края осенью;

- развивать познавательный интерес и любознательность в процессе оз-накомления с повадками птиц, используя детскую проектную деятельность;

- вызвать желание помочь крылатым друзьям в зимнее время года;

- воспитывать заботливое отношение к птицам.

Практическая значимость:

- Участниками проекта являются дети (5-6 лет, учитель-логопед, воспитатели, родители.

- Создание необходимых условий в ДОУ по формированию у дошкольников целостного представления о жизни перелетных и зимующих птиц.

- Развитие у детей любознательности, коммуникативных навыков, творческих способностей.

- Проект может использоваться учителем-логопедом и воспитателями старшей группы.

I. Основная часть. Теоретическое обоснование итогового практико-значимого проекта «Зимующие птицы.

Наиболее эффективным способом организации образовательно-воспитательной деятельности является проектный метод, стержнем которого является исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребенок познает себя и окружающий мир, воплощает новые знания в реальные продукты. Важные особенности проектной деятельности - непосредственная связать с повседневной жизнью, интересными событиями и необычными свойствами привычных предметов; возможность достичь объективно и субъективно значимого результата; нерасчлененность на предметные области; широкий спектр видов деятельности; важность не только результата, но и процесса и способов его достижения; возможность действовать в своем темпе, выбирать формы взаимодействия, проявлять познавательную, творческую, деловую активность, самостоятельность, применять освоенные ранее знания и умения.

Учебная проектная деятельность это как бы «проект в проекте». Педагог моделирует цикл творческой, познавательной, практической деятельности детей не только с учетом необходимости решения проблемы, лежащей в его основе, но и учитывая задачи личностного роста и развития воспитанников. Таким образом, педагогу необходимо сформулировать и отразить в планировании воспитательно-образовательной работы не только обучающую, но и педагогическую цель проекта, раскрывающую вид личностного опыта, который должны приобрести дети. Это определяет выбор личностно значимых содержания и форм работы в рамках учебного проекта, путей приобретения детьми соответствующего опыта, логики организации взаимодействия участников, способов самореализации для каждого ребенка и взрослого, тактики оказания помощи в «открытии» себя в определенных видах деятельности.

При решении различных образовательных задач может интегрироваться не только содержание образовательных областей, но различные формы и методы организации взаимодействия детей и взрослых, используемые для освоения дошкольниками необходимых знаний и компетенций. В рамках определенной темы происходит их интеграция, взаимопроникновение. Так обучающие или проблемные ситуации могут стать частью занятия, наблюдения, проекта, экскурсии, а игровая ситуация может лечь в основу сюжета ролевой, режиссерской или театрализованной игры.

Организация проектной деятельности помогает углубить представления детей, позволяет им выразить свое отношение к проблеме, что в конечном итоге развивает познавательные способности, творческое мышление детей, их коммуникативные навыки.

Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, работать в коллективе. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Тема проекта «Покормите птиц зимой» выбрана не случайно. Ведь именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. Большинство современных детей редко общается с природой. У них недостаточно знаний о птицах родного края, они путают зимующих и перелетных птиц. Также у детей не развито чувство заботы о птицах.

Задача взрослых – воспитывать интерес у детей к птицам, желание уз-навать новые факты их жизни, научить заботиться, оказывать им помощь в холодное время года.

Участие в проекте позволит максимально обогатить знания и представ-ления детей о зимующих птицах, как им помочь пережить голодную и хо-лодную зиму; развить связную речь, творческие способности, поисковую деятельность.

II. Практическая часть.

Тип проекта: информационно-творческий, краткосрочный (2 недели, групповой.

Этапы проекта:

I этап – Организационный.

- Определение темы, исходя из интереса детей, задач и механизмов реа-лизации проекта;

- Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме;

- Изучение познавательной, художественной и методической литерату-ры по теме проекта;

- Подготовка оборудования для реализации проекта, подборка игр для детей старшего дошкольного возраста;

- Подготовка совместно с родителями сообщения о птицах;

- Изготовление опорных карточек с изображением птиц, оформления календаря наблюдений за птицами.

- Подборка серии мультфильмов о птицах

II этап – Содержательный.

-Создание развивающей среды: оформление книжного уголка (подборка книг о птицах, оформление альбома зимующие птицы, оформление картотеки загадок, стихов о птицах, папка-передвижка «Зимующие птицы нашего края».

-Практические (рисование, лепка, аппликация, конструирование) и по-знавательные занятия с детьми, просмотр мультфильмов.

- Совместная деятельность с детьми: рассматривание картин и иллюст-раций с изображение зимующих и перелетных птиц, наблюдения, беседы о зимующих птицах, чтение художественной литературы, пальчиковые игры, разучивание стихотворений, отгадывание загадок, проведение дидактических и подвижных игр.

- Самостоятельная деятельность детей: защита сообщений о зимующихптицах (детский проект, раскрашивание раскрасок, настольные и дидактические и сюжетно-ролевые игры.

- Взаимодействие с родителями: пополнение уголка экспериментирования, книжного и игрового уголка, изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм, изготовление и развешивание кормушек.

- Акция «Покормите птиц зимой»

III этап – Результативный.

- Выпуск экологического плаката «Накормите птиц!»

- Викторина «Кто больше знает о птицах»

- Презентация проекта (для детей и взрослых)

Участники проекта: дети (5 – 6 лет, педагоги и родители.

Ребенок в силу ограниченного кругозора еще не может самостоятельно найти противоречие в окружающем, сформулировать проблему, определить цель. Проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети, педагоги и на добровольной основе вовлекаются родители. Дошкольник еще не может быть автором, организатором проект-ной деятельности. Он нуждается в помощи взрослых. По ходу решения по-ставленных задач взрослый помогает ребенку найти необходимые средства и способы, знакомит с новым. Опираясь на помощь взрослых, дети ищут решение проблемы через вопросы к родителям, совместный поход в библиотеку, чтения детских познавательных и справочных книг, работу в поисковой системе Интернет, наблюдений, экскурсий. Совместно с родителями они занимаются продуктивными видами деятельности: оформлением альбомов, плакатов, рисованием, лепкой.

Интеграция образовательных областей:

«Социально – коммуникативное развитие»: Формировать у детей бе-режное отношение к природе, развивать эмоциональную отзывчивость, сопереживание.

«Познавательное развитие»: Формировать и совершенствовать знания детей о зимующих и перелетных птицах. Расширять кругозор детей, разви-вать любознательность и познавательную мотивацию.

«Речевое развитие»: Развивать звуковую культуру речи детей, обогащать словарный запас.

«Художественно-эстетическое развитие»: Развивать эмоциональные от-зывы детей на литературные произведения, интерес к ним. Развивать эстети-ческое восприятие образа птиц и умение передавать увиденное в рисовании, поделках. Воспитывать интерес к разным видам изобразительной деятельности. Вызывать желание создавать коллективные композиции.

«Физическое развитие»: Побуждать детей к двигательной активности. Воспитывать умение самостоятельно действовать, ориентироваться в про-странстве во время проведения подвижных игр.

Календарно – тематическое планирование.

21.11.

1. Беседа о птицах, рассматривание иллюстраций и книг, заучивание стихов, отгадывания загадок о животных.

Цель: выявить и уточнить знания детей о птицах: их многообразии, внешнем виде, характерных особенностях, питании, передвижении.

2. Работа с родителями: предложить родителям вместе с детьми подобрать иллюстрации, песни, стихи, загадки о птицах.

Цель: развивать у родителей интерес к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ.

22.11.

Наблюдение за птицами на прогулке.

Цель: учить правильно определять птиц по их внешнему виду, замечать красоту, живущих рядом птиц. Наблюдать за их повадками и поведением. Обратить внимание на то, что птицы живут рядом снами, они часть родной природы, птицы наши друзья, мы должны заботиться о них.

23.11.

Изготовление шапочек и костюмов, изображающих диких животных, подготовка детьми совместно с родителями сообщений о животных, дидак-тическая игра «Узнай птицу по описанию».

Цель: закрепить умение узнавать птицу по характерным признакам, поддержать интерес детей к изучению диких животных; привлечь родителей воспитанников к участию в проекте.

24.11.

Подготовка к викторине: заучивание стихотворений о птицах.

Цель: поддерживать интерес к птицам, развивать память и интонацион-ную выразительность речи.

25.11.

1. Дидактическая игра «Четвёртый лишний».

Цель: закреплять умение детей группировать и классифицировать до-машних и перелётных птиц.

2. Рекомендовать родителям в выходные дни совершить прогулку в лес или парк с целью: наблюдения за разными птицами, их поведением; сбора природного материала (шишки, листья, семена растений).

28.11.

1. Чтение произведения Сладкова «Вороний сигнал».

Цель: учить детей понимать главную мысль произведения, её мораль; воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете.

2. Дидактическая игра «Какая птица?» с использованием наглядного материала.

Цель: закрепить знания о перелётных и домашних птицах, развивать умение строить предложения, активизировать словарь по данной теме.

29.11.

1. Отгадывание загадок о зимующих птицах.

Цель: учить понимать образный смысл загадок.

2. Подвижная игра «Воробушки и автомобиль».

Цель: создать настроение, развивать выразительность пантомимики.

30.11.

Изготовление кормушек для птиц из коробок и пластиковых бутылок.

Цель: развивать вариативность мышления, воспитывать чувство сопри-частности и любви к окружающей природе.

01.12.

Выпуск экологического плаката «Накормите птиц!»

Цель: воспитывать экологическую культуру - дать понять детям, как мы можем внести вклад в дело сохранения природы; учить детей делать выводы и умозаключения.

02.12.

Викторина «Кто больше знает о птицах».

Цель: закрепить знания детей о птицах, умение обобщать и классифицировать; учить выделять взаимосвязь в природе. Воспитывать любовь к птицам и формировать заботливое отношение к пернатым; вызвать у детей радость и удивление от наблюдения за жизнью птиц через фотоматериалы, иллюстрации, художественное слово, игры.

Заключение.

Работа в рамках проекта получалась интересной, увлекательной и по-знавательной для всех участников.

Цель и задачи, поставленные в начале проекта, выполнены. Многие родители приняли активное участие в изготовлении кормушек, при-несли различный корм для птиц, иллюстрации и раскраски для детей в группу. Дети с большим удовольствием слушали рассказы, сказки, стихи о зимующих птицах, отгадывали загадки, играли в разные дидактические и подвижные игры, рисовали птиц, раскрашивали картинки по теме, участво-вали в викторине.

Проект позволил расширить кругозор детей о зимующих птицах, у детей сформировалась любознательность, познавательная активность, творческие способности, коммуникативные навыки, поисковая деятельность.

В группе улучшилось предметно-развивающая среда: литературой, фо-тографиями, иллюстрациями, конспектами, рассказами о птицах, загадками, презентациями о зимующих птицах.

Воспитанники и их родители приняли активное участие в оказании по-мощи птицам в трудных зимних условиях.

Список литературы

1. Вахрушев А. А. Окружающий мир: Я и мир вокруг. [Текст]/А. А. Вахру-шев. - М., 2012 г.

2. Горьканова А. Н. Перелётные и зимующие птицы России. [Текст]/А. Н. Горьканова. - М., 2014 г.

3. Лучич М. В. Детям о природе. [Текст]/М. В. Лучич. М., 2013 г.

4. Макеева Е. В. Современные технологии обучения дошкольников. [Текст] / Е. В. Макеева. – В., 2013 г.

5. Тимофеева И. Л. Планирование образовательной деятельности дошкольников. [Текст]/И. Л. Тимофеева – М., 2012 г.

6 сентября 2018 в 07:56

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.